Календар

Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання

Ми в YouTube

Банер

Книжковий хіт-парад

Краєзнавча сторінка

Статистика відвідань

Перегляди статей
1445461


На языке оригинала: Презентация Черниговского Края: Густынский Свято-Троицкий женский монастырь

 

Рад представить Вам первую статью из рубрики "Презентация Черниговского Края". Публикации данной рубрики призваны донести Вам, насколько прекрасен Черниговский край, насколько он богат памятниками архитектуры, дейстующими "Святынями" основанными в различные периоды ураинской истории, красивейшими пейзажами и этот список можно продолжать очень долго...

Итак, первая статья "Презентация Черниговского Края: Густынский Свято-Троицкий женский монастырь"

С приходом весны и приближением, самого значущего празника для христиан, "Пасхи" у меня возникло желание посетить "Духовные Святыни" Черниговского края. И вот, как раз, на работе предложили однодневный екскурсионный тур по "Духовным Святыням"  Прилукского района. Поездка состоялась на следующий день после "Пасхи", то есть 25 апреля 2011 года. Самой значущей "Святыней", которую мы должны были посетить, является "Густынский Свято-Троицкий женский монастырь".

Густыня - небольшое село Прилукского района, Черниговская области, получившее свое название от густых дубовых лесов растущих в округе.

Здесь в 1600 г. на земле князей Вишневецких, был основан Густынский святотроицкий мужской монастырь. Основателем монастыря был иеросхимонах Иоасаф. Иоасаф вместе с другим старцем, иеромонахом Афанасием, пришел с Афонской горы и первоначально поселился в Киево-Печерской Лавре. Прожив несколько времени в Лавре, Афанасий при участии Иоасафа, основал Спасо-Преображенский Межигорский монастырь, восстановив там обитель, существовавшую до нашествия на Киев Батыя. Иоасаф же, взяв с собою двух иноков, иеромонаха Евфимия и монаха Геннадия, удалился в заднепровскую сторону для отыскания места, удобного к основанию нового монастыря. Осмотрев разные местности по берегам реки Удая, Иоасаф остановил свой взор на острове «Густынь». Этот остров, уединенный, окруженный со всех сторон водой и покрытый густым, дремучим лесом, был наилучшим местом для монастырского иноческого жития. Иоасаф со своими учениками поселился на острове и в самой густоте леса в 1614 году соорудил малую деревянную церковь в честь Пресвятой Живоначальной Троицы.

К этому времени старца Иоасафа единодушно избрали настоятелем новоустроенной обители. В помощь себе по управлению Густынским монастырем Иоасаф избрал Исаию Конинского, игумена и настоятеля Антониевых (при Киево-Печерской Лавре) пещер. Обозрев и одобрив выбранное для монастыря место, Исаия испросил у православного князя Михаила Корыбута Вишневецкого, во владении которого находился в то время остров Густынь, право на владение этим островом. Князь исполнил просьбу Исаии и Иоасафа и дал монастырю в 1615 году грамоту на владение островом Густынью и другими местностями с находившимися в них пахотными землями, лесами, прудами и другими угодьями. По смерти князя Михаила Вишневецкого, грамота эта была подтверждена супругою его, княгиней Раиной (Ириной) Могилянской, происходившей из фамилии Молдавских господарей Могил, родом из которой был митрополит Киевский Петр Могила.

Сперва монастырь был деревянным и пожары в 1636 и 1671 годах частично уничтожали его. Архитектурный ансамбль монастыря формировался на протяжении XVII (2 половина) — XVIII вв. и является уникальным архитектурным комплексом эпохи барокко, который оказал значительно влияние на культурное развитие Левобережной Украины. Центральным сооружением являлся деревянный, пятибанный Троицкий собор (1672-1676 гг.) Во второй половине XVII века, одновременно с возведением оборонительной стены, были построены Михайловская и Екатерининская церкви. В 1693-1708 годах возведены восточная и южная части стены с пятибанной Петро-Павловской церковью (перестроена в 1845 году), которая находилась над воротами стены, а также трапезную и Воскресенскую церковь. В 1799 монастырь был закрыт. Возрожден и отстроен монастырь был лишь в 1843 году при финансовой поддержке князей Репниных.

Открытие Густынского монастыря последовало 15 мая 1844 года, и совершено было торжественно, в самый храмовой праздник, в день Святой Троицы. Все искренне и сердечно радовались такому духовному торжеству. С того дня в монастыре началось и отправлялось ежедневно, по Уставу церкви, богослужение.

Во время возрождения монастыря состояние его построек было следующее. Главная или соборная церковь имела два придела: Святой Троицы и с правой стороны – в честь преподобного Иоанна Кущника. Церковь каменная, пятиглавая, крестообразная, коринфского ордера. С наружной стороны украшена пилястрами и иконами в лепных крашеных рамах. Внутри церковь вся расписана по стенам священно-историческими изображениями событий и изображениями в ликах притчей Господа. Имеет двухэтажные хоры. Иконостас четырехэтажный, древний, столярной работы, покрыт густою резьбою и весь позолочен. При входе в церковь изображены друг против друга князь Вишневецкий и гетман Самойлович, как благотворители монастыря. На хорах находится портрет одного из Горленков. Под церковью склеп, в котором погребены тела фамилий Горленковых и Марковичей.

С левой стороны иконостаса местная икона Богоматери с Предвечным Младенцем на руках, именуемая Густынскою. Икона прекрасной живописи. В левой ручке Младенца находится закрытая книга Евангелия, как источник духовного света и вечного спасения для человечества. Эта икона называется также Ярмарковою. Это наименование она получила от ярмарки, которая ежегодно бывает на монастырской площади 28 августа (но новому стилю). В это время икона выносится на ярмарку, обносится вокруг площади и оставляется в особой часовне. Здесь она пребывает во все продолжение ярмарки. Икона издревле признается чудотворною и пользуется особым почитанием приходящих в обитель богомольцев. И действительно, немало чудесных дел милости Божией совершается при этой иконе над всякого рода больными и страждущими, с живою верою и теплою молитвою прибегающими к помощи и предстательству Царицы Небесной.

Трапезная одноглавая церковь с одним престолом. Раньше называлась Успенскою. Есть предание, что эта церковь была построена гетманом Иваном Мазепою.

В 1845 году по случаю погребения под нею в склепе бывшего генерал-губернатора Малороссийского генерала от кавалерии князя Николая Григорьевича Репнина, освящена в честь Воскресения Христова.

Храм обновлен в прежнем виде, за исключением иконостаса, который заменен новым, устроенным на иждивение супруги покойного князя Варвары Алексеевны Репниной. Она же приняла на себя все издержки, требовавшиеся на обновление этого храма и достаточно снабдила его священными облачениями и сосудами. Под храмом устроена родовая усыпальница княжеской фамилии Репниных-Волконских.

Пятиглавая церковь с престолом в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, превосходной архитектуры, греческого стиля, пребывала в совершенном разрушении. Из-за скудости средств к ее возобновлению приступили лишь в 1854 году при настоятеле архимандрите Гермогене. В 1900 году при архимандрите Тихоне в ней был устроен еще один придел в честь святого Димитрия Ростовского.

Церковь святого Николая Чудотворца совершенно разрушена. Над нею была каменная колокольня, а под нею ворота, именуемые Никольскими. По преданию, она была выстроена, также как и монастырская ограда и Петро-Павловская церковь, на средства полковника Димитрия Горленко. В 1853 году попечением настоятеля архимандрита Варсонофия церковь перестраивается и над нею воздвигают огромную византийско-русского стиля колокольню с пирамидальным куполом, по чертежу и указаниям архитектора академика Ефимова.

Домовая церковь в честь великомученицы Варвары устроена в ограде над воротами к ярмарковой площади, называющимися «Варваринскими». Она находится в связи с настоятельским корпусом. Рядом с нею в виде колокольни возвышается небольшое здание, знаменующее, обычно трехоконную башню. По преданию, эта церковь была построена на средства Варвары Марковичевой. Храм попечением настоятеля архимандрита Варсонофия совершенно возобновлен, сооружен вновь прекрасный иконостас, при церкви вновь построен настоятельский дом. Иконостас замечателен по своей отличной отделке и живописи. Иконы писаны в Санкт-Петербурге художником Парченным в древне-византийском стиле.

В 1845 году Густынский монастырь посетил, являясь членом археологической комиссии, Т. Г. Шевченко. Он сделал три акварели с видами монастыря.

При архимандрите Тихоне в начале XX столетья было устроено монастырское подворье в городе Прилуках с Пантелеймоновскою церковью и школою, а также за городом, на 10 версте Роменской дороги, странноприимница.

Мирная жизнь монастыря закончилась после большевистского переворота 1917 года. В марте 1924 года обитель была закрыта.

После закрытия Густынского монастыря на его территории разместили детскую коммуну для беспризорников, которая просуществовала до начала сороковых годов XX столетья.

Вначале 30-х годов было подготовлено постановление об уничтожении монастыря. Но благодаря усилиям Николая Макаренко и других деятелей науки и культуры мы можем и сейчас наслаждаться красотой этой жемчужины украинского барокко. У Макаренко был сын Орест, который участвовал в исследованиях Густыни. В 1927 году он погиб на глазах своего отца. Его похоронили в родовом склепе князей Репниных под Воскресенской церковью.

Вначале 40-х годов на территории монастыря был размещен психоневрологический диспансер, просуществовавший до 1991 года.

Вначале 1943 года монахини закрытого Ладынского Покровского монастыря обратились в Прилукский старостат с прошением открыть Густынскую обитель. Разрешение на открытие монастыря последовало в июле 1943 года. Так мужской монастырь стал отныне женской обителью. Монастырь возглавила игумения Евстолия.

Монастырь разместился в двухэтажном Варваринском корпусе. Богослужение совершалось в Воскресенской церкви. В 1958 году после смерти игумений Евстолии монастырь возглавила игумения Рафаила. Во время ее управления в государстве начинается новый виток гонений на Церковь. Немного времени отвел Бог монахиням для утешения в вере.

Вскоре последовало очередное испытание. На праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в 1959 году монастырь был закрыт, в третий раз за свою более чем трехсотлетнюю историю.

И только к 1993 году в монастырь вместе с новой настоятельницей игуменьей Верой пришел рассвет. После многих лет запустения, 17 декабря 1993 года, на праздник святой великомученицы Варвары в Воскресенском храме был освящен престол и отслужена первая Божественная Литургия. Перед лицом Божиим затеплилась еще одна лампада молитвенного предстательства за род человеческий. Начинается новый отсчет времени обители, начинается новая летопись Густынского монастыря.

Подобно древним подвижникам благочестия, первому игумену монастыря Иоасафу, митрополиту Исаии Копинскому и другим, игуменья Вера вместе с сестрами обители взялись за тяжелое, но святое дело – дело восстановления разрушенной обители.

Реставрационные работы в монастыре возглавил инженер-прораб Причиненко Сергей Петрович. В 1994 году была отштукатурена и побелена снаружи Воскресенская церковь, поднят на ней купол, покрытый оцинкованным железом, подправлен и подкрашен фундамент. На протяжении 1995 – 1997 годов были восстановлены и окрашены в зеленый цвет купола Троицкого собора, отреставрированы внешне и внутренне стены храма.

16 июня 1997 года в храмовой праздник обители, в День Святого Духа, высокопреосвященнейшим митрополитом Черниговским и Нежинским Антонием был освящен Троицкий собор и отслужена первая Божественная Литургия.

В 1998 году были восстановлены купола на Петро-Павловской церкви и колокольне. В 1999 году была отреставрирована Николаевская церковь-колокольня и частично монастырская ограда. На колокольне установили колокола, звон которых разносится по всей округе. Были отремонтированы и приведены в порядок жилые корпуса для сестер.

В помещении Свято-Троицкого собора находится "Густынская Чудотворная икона Божией Матери", поклониться которой и попросить о помощи, приходит огромное количество верующих. Эта новая икона была написана в 2000 году  по благословлению настоятельницы монастыря. Список был сделан со старинной иконки небольших размеров, потемневшей от времени и не совсем удачного письма, привезенной из Черниговского Елецкого монастыря.

Глядя на эту икону, Игуменья Вера, как бы прозревая будущее, сказала: “В середине XVIII века прославилась Густынская чудотворная икона Божией Матери и через два с половиной века стала историей. В начале ХХІ века прославится новая Густынская чудотворная икона Божией Матери и через столетия станет историей. Мы начинаем новый отсчет чудес от новой Густынской чудотворной иконы Богоматери». И действительно, первое чудо произошло уже при написании самой иконы. Несмотря на то, что икона нового письма, благодать, которая находилась на древней чудотворно иконе, во всей полноте перешла на новую икону. Это подтверждается чудесами, происходящими в наше время.

Большим событием в жизни Густынского монастыря стало празднование 400-летия со дня основания обители, 19 июня 2000 года и посещение её Предстоятилем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим митрополитом Владимиром.

В 2002 году был снаружи отреставрирован настоятельский корпус с домовой церковью святой великомученицы Варвары, частично восстановлена монастырская ограда, почти окончены внешние работы по восстановлению Петро-Павловской церкви.

19 мая 2003 года настоятельница Густынского монастыря Игумения Вера была награждена орденом княгини Ольги ІІ степени. Орден был ей вручён Президентом Украины Л. Д. Кучмой в городе Киеве в Мариинском дворце.

Автор: librariancn;

По материалам сайтов:

http://gustynia.kiev.ua - официальный сайт   "Густынского Свято-Троицкого женского монастыря"

http://www.mandria.ua

 

 
buy cialis viagra online